Русский "колумбайн": что может стоять за резней в пермской школе
Трагедия в пермской школе – к сожалению, далеко не единственная. Случаев стрельбы в школах становится все больше с каждым годом. Это стало новой субкультурой, приверженцы которой называют себя колумбайнерами – по названию школы «Колумбайн» в штате Колорадо. 20 апреля 1999 года двое учеников старших классов Дилан Клиболд и Эрик Харрис пришли в школу во время занятий, вооружившись автоматами, и начали стрелять по учителям и детям. Убили 13 человек, 24 были ранены. После расправы оба нападавших покончили собой. Выяснилось, что в течение нескольких лет Клиборд и Харрис вели дневники и блоги, где писали о своей ненависти к обществу и публиковали списки тех, кого хотят убить. Подростки снимали видео, как они обращаются с оружием и вкладывали рецепты самодельных бомб и коктейлей Молотова. В день трагедии (20 апреля 1999 года) Клиболд и Харрис разместили эти бомбы в школьной столовой. К счастью, бомбы не сработали.
Бойня в Колумбайн вызвала бурную реакцию в СМИ и интернете. Обсуждалась каждая деталь личной жизни убийц, все, что теоретически могло хоть как-то спровоцировать трагедию. От антидепрессантов, которые принимали подростки, до их любимой музыки. Нашлись и сторонники убийц. Из 12 случаев стрельбы в американских школах, которые произошли в течение последующих восьми лет, в 8 случаях стрелки упоминали «Колумбайн».
— Клиболд и Харрис устроили стрельбу в школе «Колумбайн» как политический акт против публичного унижения, травли и запугивания учеников учителями и сверстниками, — говорит профессор Нью-Йоркского университета Ральф Ларкин, посвятивший отдельное исследование колумбайнерам. – У них появились последователи, которые воспринимали «Колумбайн» как пример такого протеста и как источник вдохновения.
Фото стрелков в «Колумбайн» в одном из пабликов, посвященных трагедии.
Фанаты стрелков в «Колумбайн» появились и за пределами США. Отдельные случаи были зафиксированы в Европе, Аргентине и даже в Австралии, причем часто стрелки пытались превзойти «Колумбайн» по числу жертв.
Русский колумбайн
Свои последователи появились и в России. Например, девятиклассник, устроивший стрельбу в школе в Ивантеевке осенью прошлого года , был зарегистрирован во «Вконтакте» под именем одного из колумбайнерских стрелков и выкладывал на своей странице видеозаписи и фотографии из этой школы. Сейчас его страница заблокирована, но до этого на него успели подписаться почти 14 тысяч человек.
Роскомнадзор не всегда успевает блокировать призывы к стрельбе в школах.
Групп, где обсуждается стрельба в школах, в соцсетях десятки.
Еще один пример подобной группы.
Стрелкам в «Колумбайн» посвящены десятки групп в соцсетях. На одну из них подписан и подросток, подозреваемый в расправе над учениками в Перми. Группы небольшие – по 300-500 человек. Более крупные сообщества быстро блокируют. Основной контент – фото и видео с мест трагедий, фрагменты документальных фильмов по «Колумбайн» и другим школам, дискуссии. Впрочем, текущие события в группах не обсуждают — боятся блокировки?
Основной контент в группах, посвященных трагедии в «Колумбайн» — фото жертв насилия…
…а также дискуссии о трагедии.
«В связи с недавними событиями в г. Пермь администрация группы приняла решение временно закрыть комментарии на стене. Произошедший инцидент освещаться не будет. Надеемся на ваше понимание!» — сообщил администратор одного из таких пабликов, «Columbine: История Преступления».
Администраторы пабликов о стрельбе в школах не считают, что виноваты в случившемся.
А вот в других группах звучат и прямые призывы повторить трагедию:
«Молодцы, вот бы в каждой школе так!»
«Ну и правильно сделали у меня пол класса расстрела заслуживали»
«Ну че, пацаны, повторим Колумбэйн?»
Некоторые пользователи открыто одобряют поступок школьных стрелков.
Некоторые пользователи открыто одобряют поступок школьных стрелков.
Плохой пример для подражания
Такие выпады и дискуссии – не всегда пустые разговоры. Например, несколько лет назад исследователь Шерри Тауерс из Университета Аризоны изучила 438 случаев массовой стрельбы, произошедших в США с 2005 по 2013 годы и выяснила, что одни преступления провоцируют другие. Наибольший риск – в течение двух недель после преступления: шансы, что трагедия повторится, составляют 22%.
То есть, каждый такой случай – это искра, которая может спровоцировать новый пожар. А почва для этого и без того благодатная:
— У нас большая проблема с агрессивностью общества в целом, а у детей и подростков уровень агрессии просто зашкаливает, — считает Михаил Виноградов, психиатр-криминалист, руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях. – Я не случайно сказал про детей – не так давно был случай, когда 9-летний мальчик и 6-летняя девочка опоили отчима и изрезали его ножами. В случае с подростками ситуация еще сложнее. В их возрасте идет серьезная перестройка всего организма, каждая мелочь воспринимается как трагедия всей жизни, а бушующие гормоны часто затмевают голос разума. Поэтому спусковым крючком может послужить любой конфликт с учителем или сверстниками. Если эту агрессию подросток выплескивает на себя, то дело может закончиться самоубийством, а если на других – такими массовыми убийствами, как в Перми.
Кто виноват и можно ли предотвратить такие случаи?
После каждой такой трагедии непременно звучат упреки в адрес учителей и школьных психологов – мол, именно они должны были заметить, что с учениками что-то не то. Однако, это далеко не всегда возможно/
— Такое агрессивное поведение часто связано с неумением ребенка взаимодействовать со сверстниками, а этот навык формируется в семье, а не в школе, — говорит Ольга Новикова, психолог московской школы №1298. – Школа должна брать на себя заботу о ребенке и разговаривать с родителями, если с ним что-то не так, если у него изменилось поведение. Но дети в школе не живут, они приходят туда из дома. И если дома есть напряжение, то ребенок реализует его именно в школе. Потому что обижают и срываются на тех, кто слабее – а дома никого слабее ребенка нет.
Другая проблема в том, что школьные психологи и педагоги просто не имеют права что-то делать без согласия родителей – даже простой психологический тест провести нельзя. То есть, даже если ученик прямым текстом заявляет о своих намерениях (или пишет об этом в соцсетях, как это было в случае в Ивантеевке), максимум, что может сделать школа – это освободить ребенка от уроков и сообщить родителям, что их ребенку нужна психологическая помощь.
— К сожалению, навстречу психологам идут далеко не все семьи. Есть определенная группа родителей, которые не дают согласия на психологическую работу со своим ребенком, — приводит пример Ольга Новикова. – И чаще всего это как раз те дети, у которых есть какие-то проблемы и отклонения. Родителей можно понять, они не хотят вешать клеймо на своего ребенка. Поэтому важно доверять школе, чтобы не допустить трагедии.
А бывает, что родителям просто плевать на то, что происходит с их ребенком. Например, мать подростка, который устроил резню в пермской школе на вопрос о том, собирается ли она проведать сына в больнице, ответила так (цитата по телеграм-каналу Mash): «Нет, я не поеду, а зачем?»