Поборы в школе: почему ничего не меняется годами
От школьных поборов, похоже никуда не деться. Общественная палата подвела итоги обращений этого года: поборы есть почти в каждом регионе. А кое-где ситуация и вовсе дошла до абсурда.
— К нам поступила жалоба из Кабардино—Балкарии, — рассказывает Людмила Дудова, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты. — Учеников на лето устроили на работу через службу трудоустройства. А когда пришло время получать зарплату, секретарь директора отвезла детей на автобусе в банк, и забрала все, что они заработали, в фонд школы.
В другом регионе в начале учебного года директор провела общее собрание и заставила всех родителей застраховать своих детей — по 230 рублей за ребенка. Еще случай: в школе установили турникеты на входе, а теперь требуют с родителей по 500 рублей на ремонт и ежемесячную плату за смс-оповещение о посещении ребенка.
С миру по нитке — директору на ремонт
Как подсчитали в Общественной палате, чаще всего в школах собирают деньги на ремонт, покупку оборудования, мебели и на бытовые нужды — вплоть до туалетной бумаги. Размер таких «пожертвований» доходит до 15 тысяч рублей с ученика. Но для своих детей родители еще готовы что-то покупать. А вот необходимость оплачивать столы в бухгалтерию или шторы в актовый зал вызывает справедливое возмущение.
— Во многих регионах сейчас идет недофинансирование, как со стороны регионов, так и муниципалитетов, — рассказывает Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ. — И чтобы не сокращать зарплаты учителям, школам приходится сокращать учебные расходы — а сюда попадает и оборудование, и средства для обучения, и многое другое. На это сейчас школы выделяют, в среднем, не больше 5% от своего бюджета. Или устанавливают твердую сумму в рублях, но тоже незначительную.
Шантаж и угрозы
То, что школам недоплатило государство, приходится доплачивать родителям. И ладно бы это все было добровольно, кто сколько сможет. Но родителей постоянно запугивают — как в случае с платой за турникеты. И даже если прямых угроз нет, все равно мало кто отказывается платить — боятся, что ребенку начнут занижать оценки.
— Это грубое нарушение прав обучающихся, — говорит Елена Болотова, проректор Московского педагогического государственного университета. — У ребенка есть право на бесплатное качественное образование, даже если он что-то не оплатил или чего-то не принес. Так что если вам угрожают отстранить ребенка от уроков, пригрозите в ответ написать заявление в прокуратуру и в местное управление образования. Гарантия 100 процентов, что после этого шантаж прекратится.
Пиратские тетрадки
Другая частая статья поборов — это рабочие тетради и учебники. С ними не все так просто: школа обязана предоставлять детям только те пособия, которые включены в Федеральный перечень учебников (хотя в некоторых регионах деньги с родителей трясут и на них). А вот все рабочие тетради и контурные карты в этот перечень не входят. Так что их приходится покупать самостоятельно.
— Проблема еще в том, что издательства выпускают эти тетради в дорогом варианте — они очень красивые и удобные, но при этом дорогие, — говорит Ирина Абанкина. — И родителям приходится за них платить — они опасаются, что без этих тетрадей ребенок чего-то не усвоит, или к нему будет другое отношение.
Казалось бы, что проще — купить одну такую тетрадку на класс и сделать с нее 30 ксерокопий. Но такой вариант официально попадает под статью о пиратстве. И при первой же проверке школа получит огромный штраф, а учитель и директор могут и вовсе лишиться рабочих мест.
Казалось бы, что проще — купить одну такую тетрадку на класс и сделать с нее 30 ксерокопийФото: Евгения ГУСЕВА
Сверх норматива
С другой стороны, государство выделяет школам деньги строго по нормативу — только на то, что заложено в Федеральные государственные стандарты образования (ФГОС). Каждый чих поверх этого норматива — уже за счет родителей. Так что сборы на дополнительные кружки и секции, подготовку к олимпиадам, экскурсии и иностранные языки вполне легальны. Но тоже только на условиях добровольности. Заставить ребенка учить французский за отдельную плату никто не может.
— Все родители хотят, чтобы их ребенок был успешным и развивал свои таланты, и это часто выходит за рамки ФГОС, — признает Елена Болотова. — В конце концов дать образование ребенку — это обязанность его родителей, это прописано в 63 статье Семейного кодекса РФ. Одних усилий государства тут недостаточно.
В категорию «легальных» сборов попадает и покупка школьной формы, канцтоваров, сменки и одежды для физкультуры. В конце концов, это задача мамы с папой — сделать так, чтобы ребенку было комфортно учиться.
Если очень хочется — то можно
С другой стороны, многие семьи и сами не против помочь школе. В конце концов, ну не выделили школе денег на ремонт, что теперь — смотреть, как штукатурка детям на головы сыплется? Но для этого школа должна показать, что дыры в стенах и в бюджете появились не из-за миллионных премий руководству.
— Здесь очень многое зависит от управляющего совета школы и от доверия к нему, — объясняет Ирина Абанкина. — Нужно открытое обсуждение и публичные финансовые отчеты: как тратится бюджет и почему этих средств не хватает, что нужно для учебного процесса и какие возможности есть у родителей.
Другое важное правило — скидываться в общую копилку, а не только на своего ребенка. То есть, если уж собирать деньги на новые парты, то сразу для всего класса, а не только для тех, кто сдал деньги.
Есть многодетные семьи, есть малоимущие, — приводит примеры Ирина Абанкина. — Должна сохраняться справедливость, даже если при этом взносы от остальных семей будут чуть больше. Федеральный закон тут не нужен — эффективнее, если школа сама будет принимать решения о льготах для каждой такой семьи.