В школу под Нижним Новгородом взяли учиться целый цыганский табор
Новинская школа, расположенная в паре километров от Нижнего Новгорода, хоть и считается сельской, но славится на всю страну. Ее ученики то и дело побеждают в международных олимпиадах, в прошлом году стали лучшими на Всероссийском Робофесте. Казалось бы, ничего не обычного – сколько по стране лицеев и гимназий могут похвастать такими успехами? Вот только есть у этой школы одна маленькая «изюминка»: почти четверть ее учеников – цыгане из табора.
Табор вырос за ночь
Цыгане в окрестностях поселка Новинки появились еще в 60-е годы прошлого века. Буквально за ночь разбили шатер, нагнали лошадей, наполнили всю округу своими зажигательными песнями. Откуда они взялись – никто из местных был ни сном, ни духом. Как из-под земли выросли – еще вчера было пустое поле, а сегодня целый табор.
— Это цыганки-молдаванки! Видите, юбки какие цветастые! – решили про себя местные кумушки, стараясь подальше обходить шумное поле. А то мало ли что – народ-то вольный! Нападут, ограбят, а то и того хуже…
Вскоре продуваемые всеми ветрами шатры сменились на избушки-хибарушки. Зимы-то в Нижнем – ого-го! Наспех сколоченные, с покосившимися стенами и земляным полом эти домики уже были для цыган верхом благополучия. Привыкшие к кочевой жизни, они нигде подолгу не задерживались. А тут остались.
— Они всегда жили по своим обычаям, — рассказывают местные жители. – С русскими особо не общались – если только продать что или «позолотить ручку» за гадания. Законы у них тоже свои – цыганские. А глава всей общины Барон. Он там и царь, и судья, и отец родной.
Строгие советские законы свое дело делали – в 78-м году все цыгане принудительно получили официальную прописку. А вот всеобщее среднее образование пробиться в табор так и не сумело. Нет, конечно, отдельные представители в школу захаживали, но дольше третьего класса обычно не задерживались – пустое это.
Ради цыганских детей учителя надели форму
Все изменилось, когда руководство Новинской школы и местная администрация решили приучить цыган к порядку, а заодно привить им любовь к знаниям. Поначалу эту инициативу в таборе приняли в штыки – к чему менять вековой уклад? Пришлось учителям выходить на самого Барона, ведь только он мог определять будущее цыганских детей. Задушевные разговоры, настойчивые увещевания, описание открывающихся перспектив – в ход пошли все средства. После долгих раздумий Барон дал добро.
— Первые детишки из табора пришли к нам учиться 15 лет назад, — вспоминает социальный педагог Новинской школы Елена Нестерова. – Поначалу действительно было тяжело: и дети, и их родители были абсолютно безграмотными. Чтобы подписать заявление в первый класс, родители срисовывали свои фамилии по буквам. Для них это были просто замысловатые значки.
Проблемы возникали и на бытовом уровне – ни мыться, ни носить белые рубашки детвора не привыкла. Да и ни воды, ни канализации в большинстве домиков табора не было.
— Неужто наши дети будут учиться вместе с ними? – кипятились родители русских учеников. – А вдруг они заразные? А кабинеты после них будут мыть с хлоркой?
Школьным учителям пришлось приложить гигантские усилия, чтобы навести мосты между двумя этносами. Все цыганские классы вывели во вторую смену, подобрали для них адаптированную программу – чтение, письмо, развитие речи, музыка. Ну, а чтобы хватившие вольной жизни дети легче привыкали к школьной форме, учителя… тоже надели форму. Дескать, хочешь перемен – начни себя!
Сейчас русские и цыганские дети по-прежнему учатся в разных классах, но встречаются на переменках и вместе играют.Фото: Роман ИГНАТЬЕВ
— И это сработало! Понемногу ребятишки стали привыкать к школьным правилам, заинтересовались учебой, — рассказывает «Комсомолке» директор школы Ирина Сатаева. – В отличие от русских детей, они не ходили в театры, не были в зоопарках, не ездили в путешествия. Школа стала для них окном в красивый и незнакомый мир. К учителю они относятся с таким огромным уважением, как русские дети относились лет сто назад. Педагог в глазах цыган – непререкаемый авторитет.
«Почитай, сынок, мне сказку!»
Сейчас русские и цыганские дети по-прежнему учатся в разных классах – каждый по своей программе. Но на переменах они все вместе бегают в догонялки, танцуют со старшеклассниками современные танцы, устраивают флешмобы. Поди разберись, кто тут русский, а кто цыган!
— Конечно, поначалу боязно было своих внучков в школу отправлять, — вспоминает пенсионерка Вера Васильевна. – Вдруг пальто пропадет или еще что? Сами знаете, что про них говорят! Но Бог миловал – ни разу в школе ни воровства, ни инфекций не было. Влились детки-то!
Для самих цыган учеба в школе тоже стала открытием. Причем не только для малышей, но и для взрослых. По поселку до сих пор гуляют байка, как один восьмилетний малыш из табора подарил своей маме листок с надписью «Мама, я тебя люблю». Так она потом целый месяц бегала по поселку и всем его показывала.
— Не знаю, что здесь написано. Но, наверное, что-то хорошее! — радовалась она.
Именно поэтому учителям не приходится заставлять этих детей учиться. У них и так в школе глаза горят.
— Так, ребята! А это что за буковка? – показывает первоклашкам картинки молодая учительница Юлия Михалицына.
— Можно я? Можно я? – наперебой тянут ручонки малыши. Все как один в белых рубашках, синих пиджачках и галстучках. Цыган в них выдает только смуглая кожа и огромные лучистые черные глаза, в которых светится неподдельный восторг. Каждый правильный ответ, каждая пятерка – это их маленькая победа. Трудно поверить, что сразу после уроков все они вернутся в табор, где будут читать сказки на ночь своим родителям. Парадокс, но именно так сейчас и происходит в этих семьях.
— Когда мы росли, об учебе никто не думал. А сейчас времена изменились, без образования никуда, — гладит по голове 10-летнего сынишку Раиса Иструч. – Я очень рада, что Руслан начал учиться. Вслед за ним и я понемножку буквы изучаю. Сейчас дочка в первый класс пошла, так он и ей помогает с учебой.
Тоненькая и изящная, как фарфоровая статуэтка, 27-летняя женщина будто сошла со страниц горьковского «Макара Чудры». Длинная цветастая юбка в пол, завязанные в пучок черные локоны, нежный румянец на смуглых щеках. Разговаривая об учебе, Раиса заметно смущается и одновременно гордится успехами сына.
— Я вырасту и стану учителем! – приосанившись, заявляет мальчуган. – Больше всего математику люблю – у меня по ней одни четверки и пятерки.
— Эти детки очень активные и темпераментные – чувствуется в них южная кровь. Ни минуты не могут без дела, — улыбается Юлия Михалицына. – Но зато они очень творческие! Музыка, танцы, рисование– тут им равных нет. Недавно у нас в школе был праздник, так цыганские детки играли на ложках, а русские – танцевали цыганочку. И так у них ловко все выходило! Разве не так должно быть в многонациональной стране?
С такими ребятами школьные праздники получаются особенно яркими и веселыми.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Вера Волкова, мама двоих русских учеников Новинской школы:
— Я считаю, что дети должны расти в нормальной социальной среде и понимать, что существуют люди разных национальностей. И это прекрасно, что в нашей школе есть такая возможность. Мы вообще не делим детей: кто русский, а кто цыган. Они все – обычные нормальные дети. Они влились в общешкольный мир.
ОФИЦИАЛЬНО
Виктор Шмелев, начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области:
— По стечению обстоятельств посёлок Новинки стал местом дислокации цыганского табора. В соответствии с Законом об образовании все дети школьного возраста должны получать образование. Тот факт, что педагогический коллектив Новинской школы нашёл подход к сообществу цыганских семей, заслуживает самого большого одобрения. Школа именно тот социальный институт, где формируется дружба и взаимоуважение между людьми самых разных национальностей. Дети, относящиеся к разным национальностям, этническим группам и выросшие в одном коллективе, сохранят эти дружеские отношения и во взрослой жизни. И как бы в дальнейшем не сложилась судьба цыганского табора, в сердцах многих цыган сохранится добрая память о Новинской школе, её учителях и учениках.