Начинать учить детей математике надо еще до школы

Специалисты из Университета Пердью (США, штат Индиана) опубликовали результаты своего исследования о том, как связано раннее обучение математике и дальнейшие успехи детей. Ученые показали, что дети, с которыми занимались математикой еще до школы, в дальнейшем не только лучше считают, но и более грамотны.

Всего в исследовании приняли участие 116 американских детей от 3 до 5 лет. Исследователи опросили их родителей, как часто те занимаются с ними счетом и письмом, и протестировали самих ребят на грамотность и умение считать.

— Оказалось, что занятия математикой в раннем возрасте достаточно сильно связаны с дальнейшими успехами детей по математике и их языковыми способностями, — рассказывают авторы исследования Эми Наполи и Дэвид Пёрпьюра. — Поэтому важно поощрять интерес дошкольников к точным наукам. А вот занятия языком — например, совместное чтение книг и изучение алфавита — не влияют ни на математические способности, ни на грамотность.

В России подобные исследования тоже проводятся. Например, ученые из НИУ ВШЭ выяснили, что дети, с которыми родители до школы часто читали и обсуждали прочитанное, рассказывали истории, играли в игры со словами и алфавитом, более грамотны и лучше читают. Причем, это преимущество сохраняется в течение всех начальных классов. То есть, школа не выравнивает учеников и не помогает отстающим детям, с которыми родители занимались меньше, догнать более успешных сверстников.В целом, исследователи отмечают, что для успеваемости ребенка важны множество факторов. Это не только характеристики школы, где он учится, и педагогов, но и среда, в которой ребенок растет и воспитывается. Поэтому руодителям необходимо уделять достаточно внимания занятиям с детьми и поддерживать их интересы.

— Мы использовали данные международного исследования PIRLS («Progress in International Reading Literacy Study» — «Изучение качества чтения и понимания текста») с 2001 по 2011 год, — рассказывает Анастасия Капуза, исследователь Международной лаборатории анализа образовательной политики НИУ ВШЭ. — Эти данные показывают, что в 2006 стало больше детей, с которыми родители часто занимались чтением до школы. Соответственно, был больше уровень грамотности детей при поступлении в 1 класс. Но уже к 2011 году активность родителей упала, и детей с высоким уровнем ранней грамотности стало меньше.


Занятия с детьми чтением до школы.

Занятия с детьми чтением до школы.

Одним из объяснений может быть смена поколений — в школу пошли дети, чьи родители появились на свет в 80-х годах. И, как показывают данные, эти люди реже интересуются книжками и любят чтение, чем более старшее поколение.


Отношение родителей к чтению.

Отношение родителей к чтению.

Если в 2001 и 2006 годах почти половина родителей опрошенных школьников говорила, что любит читать, то в 2011 году таких было всего 25 процентов.