Как обойти запреты, из-за которых на уроках умирают школьники

Школы не знают, каково состояние здоровья учеников. Детские поликлиники не ведают, что творится с ребятами во время уроков. Это один из выводов после разговоров с экспертами, когда мы в «КП» обсуждали многочисленные истории с гибелью школьников на занятиях, в первую очередь, на уроках физкультуры.

Сергей Фёклин, юрисконсульт и преподаватель Московского городского педагогического университета, объяснил, что совместить понятия «защита личных данных» и «врачебная тайна» с информированием учителей о здоровье детей практически невозможно.

Но тогда же, во время беседы с ним, выяснилось – в столице каким-то образом удалось «помирить» законодательства и начать отработку автоматической образовательной системы, в которую интегрирован и электронный журнал, и данные медицинской карты из детской поликлиники.

Каким это образом?

Подопытные школы

В откликах на уже опубликованный материал мне писали: «Так возможна единая электронная «детская» база или нет? К чему готовиться?»

Вот несколько пришедших мне вопросов.

Елена П.: «Я не понимаю, зачем нужна электронная система? Если у моего ребенка энурез, может я не хочу, чтобы об этом знали в школе?»

Валентин Д.: «У нас в школе учителей обязали пройти курсы оказания первой медицинской помощи. Это значит, что врачей в школе не будет? На медиков денег нет. А тогда какой прок от электронной системы?»

Я решил разобраться, как в Москве пытаются решить эту проблему.

История такая. В столице существует Единая медицинская информационно-аналитическая система (ЕМИАС). Она связывает поликлиники. Используя ее, можно, например, записаться на прием к врачу. Так вот в нее сейчас собираются интегрировать модуль «Школа». В этом году его начали тестировать в школе с углубленным изучением английского языка № 1213, в гимназии № 1748 «Вертикаль» и в школе № 14 (всего в них учатся около шести тысяч ребят, работает 21 медицинский кабинет). Плюс подключились три детские поликлиники — № 15, 122 и 131. Получились пары – школа и находящаяся на территории того же района поликлиника.

Педиатры и медсестры из этих поликлиник работают в школах. Врач приходит в разные корпуса по расписанию, но всего на пару часов в неделю. Медсестры заняты в медкабинетах каждый день, но тоже не полную смену. Главная задача медиков – профилактика.

Врачебная тайна не нарушается

Сотрудники поликлиники в начале учебного года осматривают детей, выясняют, какие у кого проблемы со здоровьем. И сообщают об этом классному руководителю, родителям и одновременно заносят в электронную медкарту. Записи эти становятся доступны врачу в детской поликлинике по месту жительства. Таким образом и без диспансеризации (когда еще школьники ее пройдут!) медики, учителя и родители получают представление о состоянии здоровья детей. Но — важный момент! — в ней не записывают диагнозы. А лишь дают рекомендации, какие меры нужно принять, чтобы ребенка в случае чего подлечить. Или – что тоже важно – подобрать комплекс профилактических мероприятий, правильную группу здоровья для занятий на физкультуре. С помощью этой системы родители, кроме всего прочего, будут получать информацию о запланированных вакцинациях. То есть врачебная тайна не нарушается.

Продолжение «Дневников здоровья»

При этом модуль «Школа» закрыт и защищен от взлома. Предполагается, что он должен быть интегрирован не только с ЕМИАС, но и с электронными журналами, которые есть в каждой учебной организации.

В любом случае, результаты обследования школьным врачом доступны только очень ограниченному списку специалистов. Но в случае, если (не дай Бог) что-то со школьником случится на уроке или на перемене, завуч или классный руководитель могут посмотреть историю болезни и понять, ЧП с учеником – случайность или оно связано с особенностями его здоровья.

Такая система – это по сути продолжение «Дневников здоровья», которые в московских школах вводили в 2000-х, когда еще речи о всеобъемлющей электронной системе не было. В те годы была идея совместить дневники с записями родителей и медработников о состоянии здоровья, которыми мог бы руководствоваться участковый педиатр, наблюдающий ребенка. Массовыми «Дневники» не стали – загружать еще одной бумажной писаниной и детей, и себя учителя не очень хотели. В электронном виде все делать проще.

Эксперимент с модулем «Школа» продолжается. Посмотрим, какие результаты он в конце концов даст.

***

Споры по поводу того, нужно ли всю нашу жизнь опутывать электронной паутиной или оставить какие-то поля нетронутыми, продолжаются. Но, похоже, жизнь все сама за нас решит. Базы ГИБДД и налоговой, электронные дневники и списки абитуриентов, очереди в детсад и школу, базы жилищно-коммунального хозяйства, абонентов сотовой связи… Мы все равно уже опутаны миром, который теперь можно обобщенно назвать миром больших данных. Если он все равно уже существует и с ним ничего не сделать (разве что отшельником в лес забраться, но и тут человек остается на учете как минимум в пенсионном фонде) – проще сделать его удобнее, используя все цифровые преимущества.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Смерти на уроках физкультуры — закономерность

Статистика, как говорилось в одном известном фильме, знает все. Мы знаем, сколько в школе работает мужчин и женщин, сколько пенсионеров и молодых педагогов. Знаем, какова средняя наполняемость классов и продолжительность выполнения домашних заданий (подробности)

В прошлом году на уроках физкультуры погибли 211 школьников

Только за прошлый учебный год на уроках физкультуры погибли более 200 детей. По словам министра образования и науки Ольги Васильевой, это связано с отсутствием в школе медицинской информации об учащихся.

— Персональная защита данных к чему привела — у нас нет медицинских карт, мы не знаем, чем болен ребенок, — считает Ольга Юрьевна(подробности)