Московских учителей обязали шпионить за школьниками в соцсетях

Приказ о слежке за учениками в соцсетях издали в столичной школе №2120 (Бабушкинский район, СВАО). В интернете фото документа появилось с подачи коллег из сетевого издания “Такие дела”. О чем идет речь? Приказ классным руководителям (дословно) гласит: “считать, что предупреждение вовлечения несовершеннолетних в неформальные объединения — приоритетная задача профилактики негативных проявлений. В рамках данной профилактической работы руководствоваться Алгоритмом проведения мониторинга социальных сетей по выявлению фактов вовлечения несовершеннолетних в деятельность асоциальных сообществ”. Если коротко и человеческим языком: есть некий Алгоритм, с помощью которого педагоги должны следить за своими учениками в соцсетях. Круто? Круто. Мы обратились в школу №2120.

Что говорит директор

Директор Алла Шарухина и сама уже не рада, что выступила с подобной инициативой в своей школе. Но, как выясняется, коллеги-педагоги (и, стало быть, журналисты тоже) неправильно ее поняли. Вот что сказала Шарухина “КП”:

— Формулировки приказа вызвали некоторые недопонимания у учителей. Видимо, моя мысль была не ясно выражена и они ее не поняли. Идея документа была не в слежке за учениками, а в том, что все мы прекрасно понимаем, что ребенок в сети интернет может сталкиваться с опасностями. Современный учитель сам тоже пользуется сетями и общается с детьми на одном языке. И он должен знать, что там, в этих сетях, происходит. Для того, чтобы, если ученик обратиться за помощью, понимать о чем речь.

Напуганы «школьным стрелком»

В департаменте образования говорят, что скандальный приказ директор издала по собственной инициативе. Мы позвонили другим московским педагогам. И, судя по их рассказам, инициатива Шарухиной не возникла просто из ниоткуда. Оказывается, волна пошла после громкой истории в Ивантеевке — там, напомним, старшеклассник принес в школу ружье и молоток, напал на учителя, дети в панике выпрыгивали из окон. Погибших, к счастью не было. Выяснилось, что молодой человек несколько месяцев до нападения предупреждал об этом в соцсетях.

Волна педсоветов прошла везде, — говорит завуч одной из школ в СЗАО Ольга Игоревна П. — Я это знаю, так как знакомых и коллег у меня достаточно во всех районах Москвы. Собрали учителей и давай мозг по поводу интернета полоскать. Причем многие директора, которые, скажем так, в возрасте, и сами компьютером-то пользоваться не умеют, не то что социальными сетями, начинают нас учить. «Идите тоже в интернет, смотрите там за детьми, вступайте в эти группы». В школе, где я работаю, директор молодой, всего-то 38 лет, так что он в интернете, как рыба в воде и не занимается такой ерундой. Но я так навскидку могу пару-тройку только мне знакомых директоров назвать, кто тоже способен издать подобный приказ.


Приказ о слежке за учениками обычно появляется в учебных заведениях, где директор с трудом ориентируется в современных интернет-реалиях. Фото: Аца КОШТЭ

Приказ о слежке за учениками обычно появляется в учебных заведениях, где директор с трудом ориентируется в современных интернет-реалиях.Фото: Аца КОШТЭ

МНЕНИЕ “ПРОТИВ”

Всеволод Луховицкий, сопредседатель профсоюза «Учитель»:

— Если кто-то хочет внести такой пункт в должностные инструкции, то он должен как минимум выдать классным руководителями специальный ноутбук, подключить к нему интернет, посчитать время, которое придется на такую слежку тратить, и оплатить его. У нас еще с советских времен есть привычка заставлять учителей что-то делать. То агитацией предвыборной заниматься, то ходить по домам и составлять списки будущих учеников, теперь вот интернет. Все это порочная практика, которую надо искоренять.

МНЕНИЕ “ЗА”

Александр Ямбург, директор школы № 109, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования:

— Конечно, учителя должны знать, чем живут ученики их школы в сети. И следить за интернетом тоже. Но просто в лоб зарегистрироваться в «ВК» и добавиться в группы к ученикам — бесполезно. Они тут же вычислят, кто свой, кто чужой. Рассказываю свою историю. У меня паршивцы из одного класса сделали свой сайт, обсуждали учителей, школьные дела. Все это, естественно, с ненормативной лексикой, фотографиями нелицеприятными на учеников и педагогов, с пририсовываениями в фотошопе. Я узнал об этом и вызвал их к себе, якобы, для участия в постановках нашего школьного театра, а они очень хотели играть в нем. И стал им всякие рожи корчить. Представьте себе их удивление: взрослый, солидный мужчина, директор, а тут такое. А этот их главный, модератор сайта, исподтишка фотографирует, фотографирует… Потом, когда они в восторге ушли, я посадил главного и говорю: «Старик, слушай меня внимательно. Ты понимаешь, что чтобы кого-то фотографировать нужно иметь для этого согласие? Понимаешь? Он: «Да, да, конечно». Так вот, если ты думаешь, что я твой сайтик поганый не видел? Имей ввиду, что мы все видим и следим за этим. А дальше живи, как знаешь. Он вышел из кабинета и тут же закрыл всю эту гадость.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Думайте сами, решайте сами – следить или не следить?

Александр МИЛКУС, обозреватель «КП»

В Департаменте образования Москвы злосчастный приказ объяснили собственной инициативой директора школы №2120 Аллы Шурухиной. Никаких распоряжений сверху о том, чтобы учителя следили за активностью своих учеников в социальных сетях, школы не получали.

По словам директора 2120-й, 80% детей с 10 лет выходят в интернет так, что родители их не контролируют. Каждый шестой ребенок, по ее мнению, проводит онлайн больше суток в неделю. А отслеживание их действий сможет уберечь от возможных опасностей.

Но интересен приказ по школе, выпущенный Шурухиной, тем, что речь в нем идет о некоем «Алгоритме проведения мониторинга социальных сетей по выявлению фактов вовлечения несовершеннолетних в деятельность асоциальных сообществ»

Я посмотрел в интернете, что имеется в виду, связался со знакомым школьным психологом. Так вот в самом «алгоритме» нет ничего страшного или противозаконного. Не очень понятно, кто его разработал, но некоторые школы (в частности, в городе Кызыл) им пользуются. Он подразумевает не столько контроль за детьми в соцсетях, сколько педагогическую работу. Многие учителя – люди современные. И понимают: если ребенок хочет что-то скрыть – он это сделает. Технологии позволяют и посещать закрытые группы, и ограничивать тех, кто имеет право посмотреть посты на страничке.

Поэтому «алгоритм» предполагает беседы учителей со своими учениками, которые помогут понять, чем интересуется ребенок, не забрел ли он в некие сообщества, где учат плохому. Конечно, эти беседы лучше бы вести подростковому психологу или социальному педагогу. Но во многих школах таких ставок нет.

Вот я — честно — не понимаю, что плохого в том, что учитель, классный руководитель будет знать, чем живут его ученики, если время от времени сможет поговорить с ними по душам? В соцсетях ведь действительно есть много чего соблазнительно-запретного.

ВОПРОС ДНЯ

Должны ли учителя наблюдать за школьниками в интернете?

Владимир СОЛОВЬЕВ, телеведущий, отец восьмерых детей:

— Было бы логичнее, чтобы этим занимались родители. Хотя, с другой стороны, записи в соцсетях — дело публичное. И в том, что учитель откроет страничку своего ученика и посмотрит, что он там пишет, ничего преступного нет. Я за своими детьми в соцсетях не слежу. Доверяю живому общению.

Павел АСТАХОВ, адвокат, бывший уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ:

— Учителя должны следить за успеваемостью детей и за выполнением школьной программы. Остальное — дело родителей.

Катя ГОРДОН, певица:

— Во время учебы в школе нужно ограничивать доступ учеников к гаджетам и к соцсетям. Но учителя не должны брать на себя поведение детей в соцсетях — это прерогатива семьи.


Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Олег СМОЛИН, первый замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке:

— Обязанности педагогов описаны в законе «Об образовании» и подзаконных актах. Не знаю ни одного подзаконного акта, который обязывал бы учителей это делать. Такое ощущение, что мы подменяем реальную работу все новыми и новыми бюрократическим обязанностями. Надо освобождать учителей от этого, чтобы было больше времени на разговоры с детьми. По душам. Потому что, если ребенок ему доверяет, то он и так много чего расскажет.

Светлана ТРАЩЕНКОВА, детский психолог:

— Следить исподтишка вовсе не обязательно. Это подразумевает недоверие. Гораздо лучше быть в дружеских отношениях с ребенком, в том числе и в соцсетях. Почему бы не поставить лайк своему ученику? Я за открытость отношений.

Максим ПРАТУСЕВИЧ, директор Президентского физматлицея № 239 Санкт-Петербурга — лучшей школы России 2017 года:

— Это нарушение трудовых полномочий преподавателей. Такое решение можно принять только по обоюдному согласию с обеих сторон. А ученики без проблем могут создавать фейки, и ничто не помешает им сидеть в соцсетях со страницы под названием «Пупсик», например.

Сергей НИКАНОРОВ, предприниматель:

— А толку-то? Это в слове «колбаса» современные дети по три ошибки делают, а с интернетом они на ты. Как только учуют слежку, тут же закрытых групп понаделают…

Васильич, читатель сайта KP.RU:

— Учитель должен учить, а родитель — бдить. Не путайте кислое с пресным и не вешайте на педагогов лишних хлопот, им и так сейчас тяжело.